Зачем нужны UML диаграммы?
Выясняем, когда и для чего разработчики используют UML
В этой статье мы разберём одну из ключевых возможностей CMake — команду add_subdirectory. Это инструмент, который помогает структурировать код в больших проектах, разделяя его на логические части.
Конечно можно организовать весь проект в одном файле CMakeLists.txt. Но со временем он станет большим и сложным для поддержки. Гораздо удобнее разбить проект на модули: например, отдельно библиотека, отдельно тесты, отдельно основное приложение. Вот здесь и пригодится add_subdirectory. Эта команда позволяет подключать подпроекты к основному проекту. В каком-то смысле это как #include в C++, только для сборки проекта.
Видео-версия текста статьи:
Итак, у нас есть проект C++ на CMake, который реализует простую программу - сложение двух чисел. Но интересует нас здесь не назначение программы, а структура ее проекта. Сейчас это выглядит так:
project/
├── CMakeLists.txt (главный файл)
├── main.cpp (код программы)
├── math_utils.cpp (код утилиты)
└── math_utils.h (заголовочный файл)
Здесь у нас есть один файл проекта CMakeLists.txt, главный файл программы main.cpp и отдельный модуль с математикой, состоящий из заголовочного файла math_utils.h и файла исходного кода math_utils.cpp.
Приведу исходный код проекта:
CMakeLists.txt
cmake_minimum_required(VERSION 3.5)
project(subdirs_example)
add_executable(subdirs_example main.cpp math_utils.cpp math_utils.h)
main.cpp
#include <iostream>
#include "math_utils.h"
int main()
{
std::cout << "2 + 3 = " << add(2, 3) << std::endl;
return 0;
}
math_utils.h
#pragma once
int add(int a, int b);
math_utils.cpp
#include "math_utils.h"
int add(int a, int b)
{
return a + b;
}
Теперь превратим “плоскую” структуру исходного проекта в проект с двумя подпроектами: библиотекой и основным приложением.
Целевая структура проекта будет соответствовать схеме ниже.
project/
├── CMakeLists.txt (главный файл)
├── app/
│ ├── CMakeLists.txt (приложение)
│ └── main.cpp (код программы)
└── lib/
├── CMakeLists.txt (библиотека)
└── math_utils.cpp (код библиотеки)
└── math_utils.h (заголовок)
Библиотеку мы разместим в папке lib и перенесем в нее математическую функцию math_utils, а основное приложение разместим в папке app.
Создадим папку lib в корне проекта и перенесем в нее два файла математического модуля math_utils.h и math_utils.cpp, не изменяя их содержимое.
Но перенести файлы не достаточно. Нам нужно создать новый файл подпроекта CMakeLists.txt внутри папки lib. Файл подпроекта должен включать определение цели сборки типа “библиотека”. Делается это с помощью вызова команды add_library.
lib/CMakeLists.txt:
add_library(MathUtils STATIC math_utils.cpp math_utils.h)
Создадим папку app в корне проекта и перенесем в нее файл main.cpp.
Как и в случае с библиотекой, создадим новый файл подпроекта CMakeLists.txt внутри папки app. Файл проекта должен включать не только определение цели сборки исполняемого файла, но и обозначать связь с используемой им библиотекой. Достигается это с помощью команды target_link_libraries, где мы должны указать к какому приложению (цель App) нужно подключить библиотеку (цель MathUtils).
app/CMakeLists.txt:
add_executable(App main.cpp)
target_link_libraries(App PRIVATE MathUtils)
Наконец, нам остается изменить исходный файл проекта CMakeLists.txt таким образом, чтобы он подключал вложенные подпроекты. Как раз здесь мы подходим к команде add_subdirectory, в которой указываем имена подключаемых директорий. По этим именам CMake сам найдет вложенные файлы подпроектов.
CMakeLists.txt:
cmake_minimum_required(VERSION 3.5)
project(subdirs_example)
add_subdirectory(lib)
add_subdirectory(app)
Переходим к сборке проекта.
При сборке CMake создает отдельные сборочные папки для каждого подпроекта и размещает собранные элементы внутри этих папок.
Например, CMake с компилятором MSVC создает такую структуру папок:

Внутри папки lib размещается файл с собранной статической библиотекой MathUtils.lib:

Внутри папки app размещается файл с финальным исполняемым файлом App.exe, внутрь которого уже вкомпилирована упомянутая библиотека:

С помощью команды add_subdirectory мы создали два подпроекта с приложением и библиотекой. Если рассматривать большие проекты, то там все организуется примерно так же, только в большем масштабе. Подпроектов, во-первых, бывает гораздо больше, а во-вторых, они могут еще и многократно вкладываться друг в друга. Например, может быть групповой подпроект с юнит-тестами, внутри которого будут находиться подпроекты самих тестов. Да и сами библиотеки тоже могут состоять из подпроектов. Структуры получаются самые разные.
Изучайте и пробуйте.
Выясняем, когда и для чего разработчики используют UML
Разделяем на подпроекты существующий проект C++ на CMake
Учимся создавать свое первое оконное приложение на Qt с использованием QMainWindow в среде QtCreator
Учимся создавать свою первую 3D модель тора в OpenCASCADE
Учимся работать с пул-реквестами на GitHub в личных репозиториях